Чтобы калитка была все время закрыта и не требовалось при этом прилагать усилий, ставят специальное устройство. Когда-то это была простая пружина. Её крепили одним краем за раму калитки, вторым — за столб или стену дома. Вот только если пружина была тугой, приходилось «проскакивать» в калитку или придерживать сзади рукой. Иначе можно было получить по филейной части. Сегодня такие «удобства» уже мало кого устраивают. Чтобы держать вход закрытым, ставят доводчик на калитку. Это все та же пружина, но уже с дополнениями, которые позволяют регулировать скорость, с какой калитка будет закрываться.
Содержание статьи
Устройство доводчика
Практически все механические устройства для автоматического закрывания двери/калитки/ворот сделаны на основе пружины. И доводчик не исключение. Основные его узлы:
- пружина, установленная в корпусе заполненном маслом (на фото масло красного цвета, видна пружина);
- шестерня, к которой крепится тяга (рычаг);
- поршень с зубчатой рейкой (поршень на фото слева, а рейка внутри него).
Как все это работает? Когда мы открываем двери, рычаг передает наше усилие на шестеренку. Она начинает катиться по зубчатой планке, перемещая поршень. А тот, в свою очередь, сжимает пружину. После того как мы отпустили двери, пружина начинает разжиматься, толкая обратно поршень. Шестерня откатывается в исходное положение, двери закрываются.
Чтобы пружина не сжималась слишком быстро, корпус заполнен маслом. При закрывании двери оно понемногу перетекает в поршень. Чтобы замедлить ход двери, проделаны специальные каналы. Их называют обводными. Именно они предупреждают быстрое захлопывание створки. В этих каналах стоят регулировочные винты, при помощи которых и регулируется скорость закрывания калитки.
Доводчики с кулачковым механизмом вместо шестерни
Доводчики с шестерней появились первыми. Их основной недостаток — не слишком презентабельный вид. Его портят торчащие планки рычага, а это не всем нравятся. Позднее, когда появились варианты со скользящей передачей (скользящим каналом), шестерня не была в состоянии достаточно эффективно передать усилие открывания. Это приводило к тому, что не все могли открыть двери.
Решение нашли. Вместо шестерни установили кулачковый механизм. Это способствовало более эффективной передаче усилия открывания. Передача усилия, в среднем, даже выше, чем у шестереночных моделей. Плюс этих моделей в отсутствии того самого торчащего «колена», а минус — в цене. Еще один недостаток — подобные модели не работают с тяжелыми дверьми. Для небольшой калитки с легким заполнением еще возможно найти, а для массивных уже не получится.
Как работает доводчик со скользящим каналом? Кулачок (может быть симметричным или асимметричным) установлен между двумя цилиндрами — открывающим (рабочим в другой терминологии) и тормозным (демпфирующим). Пружина стоит за открывающим. Когда толкаем створку, кулачок передвигается, сжимая рабочую пружину, за кулачком «тянется» и демпферный поршень. После того как усилие открывания убрали, пружина начинает распрямляться. Она толкает кулачок обратно, а тот толкает тормозящий поршень. Так и получается, что второй цилиндр тормозит закрывание.
Пневматические или гидравлические
Есть еще один вид доводчика для улицы — пневматический. Он появился более 100 лет назад. Это пружина, которая запаяна в металлическом корпусе. К ней приварен рычаг, который крепится обычно к створке. Конструкция очень проста, цена совсем невелика.
Так может лучше ставить пневматические доводчики на калитку? Вообще, этот вариант неплох, но далеко не идеален. Надо подбирать по ситуации. Вот основные моменты:
- Гидравлические модели имеют возможности регулировки, но скорость закрытия створки зависит от температуры. Это значит, что при изменении погоды требуется регулировка.
- Работа пневматических не зависит от температуры, но их невозможно регулировать. Если вы неверно выбрали модель (слишком быстро или слишком медленно закрывается дверь или калитка), с этим ничего не поделать.
- Пневматические более массивные.
- Цена пневматических доводчиков выше, так как более сложная технология производства (сложнее обеспечить герметичность).
Если говорить коротко, то для регионов с очень холодными зимами лучший выбор — установка пневматического доводчика на калитку. Для регионов с более мягким климатом выбирайте по собственному усмотрению.
Дополнительные функции доводчиков
На данный момент есть пять дополнительных характеристик, которые повышают удобство использования закрывателя двери. Нужны ли дополнительные функции для дверного доводчика решать вам. Без них все будет работать, но некоторые нюансы использования будут чуть хуже.
- Фиксация в открытом положении. Довольно полезная функция для дверей. Можно «застопорить» их в открытом положении, чтобы что-то занести, например. Для этого надо открыть на определенный угол (больше обычного). Двери так и останутся в этом положении. Закрыть их можно, чуть толкнув в сторону закрывания. Но, в случае установки на калитку, эта функция не слишком актуальна. Чтобы внести что-то тяжелое или объемное можно открыть ворота.
- Отложенное закрывание. Это когда двери некоторое время (20-30 секунд) остаются открытыми, и только после этой паузы начинают закрываться. Удобно, если заходит кто-то «тихоходный» или с сумками в руках, с коляской. Если есть в семье пожилые люди, или планируется пополнение, это может быть полезной опцией.
- Ветровой тормоз. Устройства с такой опцией не дают двери открываться слишком быстро, что может произойти при сильном ветре или толчке. Реализуется эта функция при помощи дополнительного контура для движения масла. В него встраиваются винты, при помощи которых выбирается максимальная скорость открывания. В регионах с сильными ветрами установка на калитку доводчика с ветровым тормозом — отличная идея.
- Регулировка скорости дохлопа. Скорость движения створки неодинакова. Последние 15° она увеличивается. Это делают для преодоления сопротивления дверной защелки. Эту функцию специалисты называют «дохлопом», бывает полезно иметь возможность его регулировать. Например, при замене замка/защелки.
- Термозаслонка. При понижении температуры масло становится более вязким, из-за чего движется калитка медленнее. При повышении температуры, наоборот, движение ускоряется. Решается это сезонной регулировкой, а обойтись без регулировки помогает термозаслонка. Это особое устройство клапанов, которое компенсирует изменение текучести масла. Достаточно удобная вещь, особенно для калиток.
Способы монтажа
Есть доводчики открытого и скрытого способа установки. Открытый — накладные модели обоих типов (с шестерней и кулачком). Скрытая установка возможна в пол, в полотно двери или в раму двери. Есть еще доводчики встроенные в петли.
Если говорить про доводчик для калитки, из моделей скрытого монтажа подходят встраиваемый в раму или в дверное полотно. Использовать модели скрытого монтажа для калитки — идея неплохая. При таком варианте умышленный вывод из строя маловероятен, но вот цена будет немалой. А еще, ставить и ремонтировать скрытый доводчик должен специалист. Их услуги также недешевы.
Доводчики в петлях можно использовать для легких калиток. Они не рассчитаны на большую массу. Недостатки этого варианта: в малой возможности регулировок, приличной цене, в невозможности использования с калитками/дверями большой массы.
Вот почему на калитки ставят чаще обычные — коленные/рычажные — доводчики. Решающий довод обычно — цена. Только при выборе обращайте внимание на температурный диапазон использования. Он должен перекрывать примерно на 20% сезонные колебания в вашем регионе.
Для калиток без верхней перекладины
Все описанные выше модели предусматривают наличие дверной коробки или верхней перекладины для калиток и ворот. Но не все калитки (и даже не все ворота) имеют эту самую перекладину. Как тогда монтировать доводчик? В принципе, можно установить «неправильно», прикрепив рычаг к столбу или к стене, расположенных рядом. Но, в таком случае, теряете гарантию. Справедливости ради следует сказать, что обращения по гарантии в этой группе — очень редкое явление.
Есть доводчики, которые специально разработаны для калиток без перекладин. Причем выбор ничуть не меньше:
- Вертикальный гидравлический или пневматический доводчик. Принцип работы немного другой и пружина используется не на сжатие, а на скручивание. Устанавливаются на столб, могут иметь угол открытия не более 90°. Так что вариант не для всех.
- Доводчики для калиток без перекладины. Это модифицированные модели с тягой особой формы. Состоят также из двух частей. Одна крепится на створку, вторая может быть:
- с креплением на столб;
- с установкой на стену (кирпичный столб);
- скрытого монтажа — встраиваемый в профиль (не так много вариантов, но они есть).
- Петли с доводчиком. Могут быть для разного угла открывания калитки, вплоть до 180°. Но, если вам не надо открывать калитку настолько, берите с меньшим углом. Модели с широким углом открывания также могут монтироваться с открыванием на меньший угол, но они стоят дороже.
- Электродоводчики. Могут быть с дистанционным управлением и блокировкой. Редко используются в частных домах, так как стоят дорого, требуют резервированного электропитания. Подключить их непросто и, чтобы сохранить гарантию на недешевое устройство, придется заплатить и за монтаж.
Проще всего установка на калитку доводчика в виде петель. Тут вообще все понятно, надо только чтобы столб и полотно были строго вертикальны. И внешний вид не напрягает. Минус этого варианта в том, что на большую массу такие устройства не рассчитаны. Обычно ограничение — не более 75 килограммов.
Вертикальные доводчики и специальные для калиток имеют примерно одинаковую сложность установки и сравнимую цену (это если говорить об изделиях одного производителя). Ищите тот вариант, который проходит по массе и условиям эксплуатации.
Коротко о правилах выбора
Сейчас речь пойдет не о выборе параметров и дополнительных возможностей, а об общих принципах подбора с точки зрения технических характеристик. Основных критериев подбора три:
- Размер калитки.
- Её масса.
- Способ установки.
Первым делом определяетесь, как будете устанавливать. Затем ищите по совокупности размера и массы. Если нет точного «попадания» по весу, берите устройство, которое рассчитано на чуть большую массу. Слишком большой запас не нужен. Он не повлияет на долговечность, а вот цена на устройства для более тяжелых калиток возрастает значительно.
В то же время брать доводчик, рассчитанный на меньшую массу, также не стоит. Эта экономия проявится в том, что работать устройство будет плохо (слишком медленно будет закрываться) или быстро сломается.
О производителях
Пару слов о производителях. Европейские доводчики надежны, но стоят дорого. Зато качество и внешний вид — без вопросов. Очень редки рекламации — менее 1%. Российские — более-менее нормальные по цене и, обычно, приемлемые по качеству. Внешний вид может быть и неплохим. И там, и там, если заявлено что при -30°C они работают, то это действительно так.
С Китайскими доводчиками на калитку, как обычно, непросто. Только единицы действительно тестировались при низких температурах и имеют об этом протокол испытаний или сертификат. И они зимой будут работать нормально. Если сертификата нет, пусть даже написано, что они будут работать и при -50°C, это далеко не факт. Надо искать отзывы реальных пользователей данных моделей. Причем, именно моделей, так как другая модификация может и не работать, или даже другая партия. В общем — как повезет. Как обычно бывает, цены на китайские доводчики более демократичные.
Установка доводчика на калитку
С любым доводчиком идет инструкция по установке. В ней прописаны все возможные варианты монтажа и их особенности. Также прилагаются монтажные шаблоны для всех способов. Шаблоны выполнены в полном масштабе. Их надо разместить и закрепить согласно указаниям. Затем, либо сделать отметки (на стене или кирпичном столбе) для сверления отверстий, либо накернить метки на металлических частях.
После этого шаблон можно снять (допустимо сверлить и через шаблон — чтобы не ошибиться). По отметкам просверлить отверстия под установку крепежа. Все диаметры указываются, сам крепеж, обычно, идет в комплекте. В стене или кирпичном столбе надо установить дюбеля.
Далее — устанавливаем и закрепляем части. Если рычаг соединен, откручиваем гайку, монтируем две раздельные части. Одна крепится к раме/столбу/стене, вторая — на створку.
Последний этап монтажа доводчика — скрепление рычага. Сначала надо подобрать правильную его длину. Она должна быть такой, чтобы после соединения рычаг был перпендикулярен двери. В этом случае доводчик будет нормально работать, не будет заедать или слишком быстро закрываться. Износ также будет меньше. В общем, это важно — выставить правильную длину рычага. Возможно, придется несколько раз менять длину.
Когда правильная длина рычага подобрана, концы совмещаем, устанавливаем специальный болт и гайку с прокладками (все в комплекте). Иногда рычаг имеет собственное соединение, которое надо просто «защелкнуть». Это значит, что требуется совместить соответствующие края рычагов и придавить до щелчка. Собственно все. Дальше надо будет только отрегулировать скорость закрывания и остальные параметры, которые позволяет регулировать выбранная вами модель.
Оставьте первый комментарий